Развитие школьной медиации

26

Совсем скоро прозвенит школьный звонок и тысячи учеников сядут за свои парты.

              Это праздничный, но в том числе и волнительный момент. Со школой у многих связаны самые прекрасные моменты жизни, при этом необходимо отметить, что иногда возникают ситуации, при возникновении которых нужно разрешать конфликты.

             В программной статье «Рухани жаңғыру», а также Посланиях народу РК лидер нации делает  акцент на снижение конфликтности в обществе,  обеспечении общественного согласия и мира.

Вышеуказанные задачи возможно достигнуть путем дальнейшего развития примирительных процедур, когда население перестанет первым делом обращаться в суд, как к единственному способу разрешения конфликтных ситуаций.

           Одним из альтернативных способов  разрешения споров является медиация.

      Медиация-это универсальный институт общественного согласия. Процедура, которая реализуется по добровольному согласию сторон для урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

      Таким образом, медиация- это процесс, где третья, независимая, нейтральная сторона(медиатор), способствует выработке взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами.

          Медиатор – это независимое физическое лицо, которое выбирают и привлекают стороны для проведения медиации.

      Медиация проводится на основе принципов: добровольности, равноправия сторон медиации, недопустимости вмешательства в процедуру медиации,  независимости и беспристрастности медиатора и конфиденциальности.

       Необходимо отметить, что развитие в частности школьной медиации-является современной технологией разрешения конфликтов.

     Школьная медиация – инновационный метод, направленный на разрешение споров, конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

        Целью школьной медиации является создание в учреждениях образования комфортного, безопасного пространства, снижение уровня конфликтности,  профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

           Для развития школьной медиации необходимо:

  •  обеспечить возможность применения медиации всеми участниками образовательного процесса,
  • организовать систему работы с «трудными» детьми, с девиантным поведением,
  •  создать систему защиты прав и интересов учащихся и помощи детям в трудных ситуациях,
  • повысить эффективность оказания юридической и  психологической помощи, а также медиативной квалификации педагогов,
  • обеспечить прозрачность воспитательных процедур.

            Школьная медиация не должна ограничиваться работой исключительно с детьми. Также необходимо популяризировать медиативный подход в разрешении конфликтных ситуации(споров) среди взрослых.

   Повсеместное распространение, развитие медиации в школах будет способствовать позитивному общению, улучшению психологической атмосферы, вовлечению несовершеннолетних в распространение принципов медиативного подхода, социализации, создание безопасной школьной среды, повышение успеваемости школьников, сокращение конфликтных ситуаций.

Рада Хайрушева,

профессиональный медиатор, 

юрист, магистр экономики и бизнеса,

Победитель конкурса медиаторов ЗКО в

номинации  «Народный выбор»