
По данным ведомства, выявлено свыше 1,2 тысячи коррупционных рисков на всех этапах строительства дорог – от планирования до освоения бюджетных средств и приемки выполненных работ.
"Сейчас проекты проверяются вручную, что создает условия для явного завышения смет – установлен 591 факт на 11 миллиардов тенге. Это позволяет нечистоплотным экспертам за вознаграждения давать заключения без замечаний", – говорится в сообщении.
Агентство предлагает пересмотреть подходы к экспертизе проектов, сделав акцент на проверке обоснованности заявленных расходов. Ведомство ссылается на мировые практики (Сингапур, Гонконг, США, ЕС), где используется анализ эффективности смет, тогда как в Казахстане экспертиза ограничивается соответствием формальным требованиям.
Также совместно с независимыми экспертами и волонтерами продолжается мониторинг строительства и ремонта дорог в регионах."Всего Министерству транспорта внесено порядка 100 рекомендаций, направленных на автоматизацию процессов составления и экспертизы ПСД (проектно-сметной документации), усиление полномочий Наццентра качества дорожных активов, ужесточение ответственности технадзора, создание цифровой карты автодорог и другие", – указывается в сообщении.
"В 2024 году из 258 сопровождаемых участков приняты в эксплуатацию 119 протяженностью 1,8 тысячи километров, устранено 95 процентов выявленных дефектов", – уточняется в информации.
По поручению Президента проходит внедрение механизма "окрашивания денег" для борьбы с коррупцией в дорожной отрасли. Этот проект масштабируется на всю сферу дорожного строительства. Цифровизация всех процессов позволит отслеживать движение бюджетных средств на платформе "Цифровой тенге" при участии Нацбанка и Минфина.
В рамках пилотного проекта каждая бюджетная единица ("тенге") маркируется, что позволяет контролировать ее движение до конечного получателя. Уже задействованы отдельные регионы и объекты.
"164 миллиарда "окрашенных" тенге перечислены в рамках строительства железной дороги Достык – Мойынты в Карагандинской области, 100 миллионов цифровых тенге – на ремонт автодороги Мукур – Кульсары в Атырауской области", – сообщается в информации.
Глава Антикора также отметил, что повсеместное внедрение этого проекта станет серьезным барьером для хищений.
"Ожидается, что готовность подрядчиков работать "в открытую" с маркированными деньгами будет способствовать развитию честного бизнеса по принципу Open Book", – отмечается в сообщении.