Какие сферы в строительстве дорог наиболее уязвимы к коррупции

35
Фото : УВП Атырау

Озвучили в Антикоррупционной службе Казахстана

Зоной повышенного риска в области строительства дорог в Казахстане являются закупки, контрольные функции, сомнительная система подбора кадров, считают в Агентстве РК по противодействию коррупции, сообщает «Курсив».

«В марте агентством проведен внешний анализ коррупционных рисков в «КазАвтоЖол». Выявлены системные проблемы. Прежде всего, зоной повышенного риска являются процедуры закупок. Процесс принятия решений характеризуется закрытостью и непрозрачностью, не обеспечивается общественный контроль. Представители общественности включаются в тендерную комиссию лишь в том случае, если сумма договоров по строительству и ремонту дорог превышает 2 млрд тенге. Это требование внутренних правил компании. Но, на наш взгляд, такой критерий является завышенным», – сказала на совещании по вопросам коррупционных рисков и проблем в сфере автодорог и.о. руководителя департамента превенции Агентства по борьбе с коррупцией Анар Жарова.

При этом она отметила, что в первом квартале текущего года в работе тендерных комиссий наблюдатели от общественных организаций не принимали участие, поскольку все тендера были на меньшую сумму, чем 2 млрд тенге.

Недостаточно урегулирована, по ее оценке, и деятельность самой тендерной комиссии. Не установлены условия, порядок и сроки принятия решений по утверждению ее состава. Фактически состав комиссии формируется на усмотрение руководителя заказчика. Усугубляет ситуацию отсутствие практики декларирования своих интересов членами тендерной комиссии. Это создает условия для конфликта интересов и отдания предпочтения определенным участникам конкурса.

Высоким коррупционным рискам подвержены и контрольные функции. Компанией проводятся инспекционные проверки служб подрядчика. При этом проверки проводятся без правовой и методической базы в регионы. Например, ряд проверок проводится с участием представителей подрядчика, в ряде других случаев без их участия, то есть нет четкой регламентации. В то же время отсутствие в составе приемной комиссии службы тезхнадзора увеличивает риск потенциального сговора между заказчиком и подрядчиком и влияет на качество работы.

Озвученные недостатки подтверждаются фабулами уголовных дел. В основном руководители разных категорий областных филиалов «КазАвтоЖола» берут взятки за общее покровительство подрядных организаций либо беспрепятственное подписание актов выполненных работ.

«Серьезной проблемой является отсутствие мер воздействия за нарушение по качеству дорог. Несмотря на то, что во всех инспекционных проверках находятся нарушения, ответственные лица не привлекаются к ответственности. По итогам проверок филиалам вносятся рекомендации с формулировкой «рассмотреть возможность». Таким образом, вопросы применения должных мер воздействия к подрядчикам и службе технадзора остаются на усмотрении филиалов… В ходе анализа также выявлены проблемы кадрового отбора. Допускаются факты назначения на должности, связанные с исполнением управленческих функций, ранее осужденных за коррупцию лиц», – указала спикер.